Стратегия
развития культурной политики
Идринского района
на 2010-2020 гг.
Анализ социо-культурной ситуации района, особенности и проблематика
Идринский район, среди остальных районов края, согласно статистическим данным края, может быть отнесен по своему социально-экономическому положению к территориям, приближающимся к критическому порогу. Традиционные производственные источники экономического благополучия района (маслозавод, пенькозавод, кирпичный завод, колбасный цех, хлебозавод и т.д.) прекратили свое существование. В то время как новые источники (деревообрабатывающие предприятия, база отдыха «Дивная», убойный цех) еще не могут давать прибыли, так как на данном этапе развития требуют обширных инвестиций.
Тяжелая экономическая ситуация вызывает необходимость разработки стратегии культурной политики территории как нового ресурса ее развития.
Идринский район располагает богатым культурным потенциалом. На территории района насчитывается 61 памятник археологии, имеется памятник деревянного зодчества 19 века - Храм Михаила Архангела, 4 исторических памятника. Район богат талантливыми людьми – поэтами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства. Наиболее значимо для района имя Н.Ф. Летягина – поэта, художника, скульптора, краеведа, основателя первого в районе музея в с. Новоберезовка.
Основным достоянием территории является живописная первозданная природа с разного типа природными объектами (горы, реки, тайга, степь).
Особенностью района является его отдаленность от культурных центров, что, с одной стороны, вызвало культурную изоляцию, а с другой стороны позволило сохранить природу в ее первозданном виде и самобытный уклад жизни местного населения.
Культурные и природные богатства делают Идринский район перспективной территорией для развития разного рода туризма: экскурсионного, экстремального, экологического.
Основной проблемой района является удаленность района и как следствие - культурная стагнация и отсутствие средств позиционирования района на уровне края, страны.
Основной целью в области культурной политики является:
- создание условий для позиционирования Идринского района
в культурное пространство Красноярского края, как привлекательного культурного туристического центра, укрепления единого культурного пространства территории, развития культурного и духовного потенциала населения, сохранения культурного наследия Идринского района.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
- Включение культуры Идринского района в культурное пространство
о края через разработку и реализацию проекта «Идринский район: горизонты рисков и прорывов»;
- Внедрение современных технологий и увеличение информационных
ресурсов отрасли культура;
- Развитие кадрового обеспечения отрасли культура;
- Обеспечение сохранности и популяризация объектов культурного наследия;
- Развитие нематериального культурного наследия народов Идринского
района и самодеятельного народного творчества;
- Обеспечение роста качества и доступности культурных благ;
- Повышение качества управления и переход к финансированию
отрасли, ориентированному на результат.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ИДРИНСКОМ РАЙОНЕ
Культурная политика района основывается на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным и общественным объединениям, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий для достойной жизни и свободы человека и гражданина. Реализация этих положений осуществляется на основе следующих принципов:
- Системность, обоснованность, комплексность и последовательность;
- Историческая преемственность;
- Непрерывное и поступательное развитие культуры;
- Солидарность и толерантность, основанные на признании культурного разнообразия и осознании единства человечества;
- Учет интересов и потребностей всех групп населения;
- Культурные права, свободы, плюрализм;
- Доступность;
- Информационная открытость;
- Взаимодействие власти, общества, бизнеса;
- Единство культурной политики на различных уровнях управления;
- Ориентация на лучшие отечественные и мировые практики развития культуры;
- Измеряемость результатов реализации государственной политики в сфере развития культуры.
Направления развития культурной политики района
В стратегии культурной политики территории выделяются 2 направления: внешнее и внутреннее.
1. Направление внешней культурной политики района подразумевает работу как с резидентами (жителями района) так и нерезидентами (привлекаемыми гостями и туристами) и становится основой для нового позиционирования территории в крае.
Направление реализуется через проект «Горизонты рисков и прорывов» или «Идринский район – полигон для экстремальных видов отдыха, спортивных видов отдыха и туризма».
Проект направлен на поддержку рекордных устремлений, героических образов жизни, появление людей, способных брать ответственность и принимать решения.
Натурально проект связан подготовкой, разработкой и проведением особых маршрутов по местам «рисков и прорывов» Идринского района.
Маршруты могут задействовать:
- естественные объекты территории: горы, реки, тайгу;
- имеющуюся мото-трассу и горнолыжную трассу, возможные трофи – трассы;
- проект «Последний герой», как аналог для создания Идринской версии «Последний герой - затерянные в тайге»;
- подключение к проекту структуры МЧС - курсы обучения и подготовки по экстремальному выживанию;
– подготовка и проведение соревнований на пересеченной местности.
По сути, речь идет о создании образа территории, как особого экстремального полигона в естественных природных условиях Сибири с подготовленной инфраструктурой, обеспечивающей достаточную безопасность, проводников, маршруты, трассы и пр., территории на которой существуют маршруты от сезонного экстремального отдыха, туризма и охоты до подготовки «кадрового резерва МЧС», проведения уникальных корпоративных тренингов и т.д.
Опосредованно проект работает с переходом от «картирования природных территорий к картированию собственной жизни», от «природного сталкерства» к адекватному риску, принятию решений в жизни.
2. Направление внутренней культурной политики района подразумевает работу с резидентами территории и может метафорически названо «От карты района к картам жизни» и объединяет три проекта территории.
- проект «Культурные маршруты Идринского района»направлен
на оформление новой культурной карты района в сознании населения;
- проект «Карта культурных традиций»направлен на изучение
и сохранение «наследственной» карты истории и традиций территории;
- проект «Карта новых возможностей»- представляет собой
программу по информационному обеспечению разновозрастных групп населения района и направлен на расширение «Карты мира» населения. Чтобы каждый житель района знал о событиях и тенденциях развития, происходящий у соседей, в крае, России, мире.
Культурные маршруты направлены на создание нового образа территории района в глазах жителей, как имеющей уникальные историко-культурное наследие, как территории, на которой хочется жить.
Предполагаемые варианты культурных маршрутов:
- Маршрут «Сибирский сталкер»
в ситуацию риска, раскрыть скрытые человеческие возможности, смоделировать поведение человека в экстремальных условиях (объекты маршрута: мототрасса, Аллея Благодарности, Сплав по реке, дельтапланеризм, горнолыжная трасса и др.)
- Маршрут «Из прошлого в будущее»- воссоздает историческое
развитие территории района, «заглядывает в будущее». (Объекты: памятники археологии, краеведческий музей, Храм Михаила Архангела, база отдыха «Дивная», встречи с людьми – «носителями будущего»).
- Маршрут «Мифы и легенды Идринского района»воссоздает
мистический образ района, привлекает внимание к народным повериям, сказаниям, историям, связанными с уникальными объектами района (Три Тигея, Телекский Менгир, Аметисты, 61 археологический памятник).
Проект «Карта культурных традиций».
Основным содержанием проекта является краеведческий материал территории. Деятельность по проекту включает в себя:
- Районные краеведческие Летягинские чтения;
- Районный праздник Славянской культуры «Троица» в с. Новоберезовка;
- Районный детский фольклорный фестиваль «Родничок»;
- Районная фольклорная экспедиция;
- Центр декоративно-прикладного искусства «Живые родники».
Проект «Карта новых возможностей» направлен на решение социально значимой задачи: создание условий, обеспечивающих равнозначный оперативный доступ к информационным ресурсам всем жителям района независимо от места их проживания.
Подпрограмма «Информация – точка опоры общества» направлена на создание современных информационных центров на базе поселенческих библиотек.
Подпрограмма «Дети. Информация. Будущее» направлена на создание условий для формирования современного всесторонне образованного и информационно грамотного поколения детей и юношества путем обеспечения свободного доступа ко всем видам знания (информации).
Стратегический план культурной политики Идринского района на 2010-2020гг (см. приложение №1)
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЙОНЕ
Основным механизмом реализации приоритетных направлений развития культурной политики в районе является проектно-программная деятельность, которая обеспечивает эффективное достижение целей.
В планах мероприятий по реализации основных направлений культурной политики района будут отражены особенности этапов развития муниципальной культуры и определены конкретные меры по реализации основных направлений.
С учетом основных направлений культурной политики в районе будут разработаны районные целевые программы и планы мероприятий с указанием исполнителей, сроков реализации, объемов и источников финансирования по годам, ожидаемых результатов.
В рамках «Стратегии» разработана система показателей, характеризующих изменения в культурной сфере района и системы мониторинга региональных и муниципальных показателей развития культурного потенциала райцентра и поселений.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ ЭФФЕКТОВ, ИНДИКАТОРОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.
Индикаторы
Индикатор |
2012г |
2015г |
2020г |
Увеличение объема комплектования библиотечных фондов |
20% от рекомендуемого норматива |
50% от рекомендуемого норматива |
100% от рекомендуемого норматива |
Увеличение охвата библиотечным обслуживанием населения |
75% от числа жителей района |
80% от числа жителей района |
85% от числа жителей района |
Компьютеризация учреждений культуры |
20% от числа учреждений культуры |
50% от числа учреждений культуры |
100% от числа учреждений культуры |
Создание единой информационной сети |
20% от числа учреждений культуры |
50% от числа учреждений культуры |
100% от числа учреждений культуры |
Увеличение числа пользователей учреждений культуры |
30% от числа жителей района |
40% от числа жителей района |
55% от числа жителей района |
Увеличение степени обеспеченности кадрами учреждений культуры |
60% от числа работающих в отрасли |
80% от числа работающих в отрасли |
100% от числа работающих в отрасли |
Обеспеченность спецоборудованием и инструментами |
15% от числа учреждений культуры |
50% от числа учреждений культуры |
100% от числа учреждений культуры |
Приобретение спец. автотранспорта |
2 единицы техники |
1 единица |
1 единица |
Организация мобильных и стационарных многофункциональных учреждений культуры |
2 единицы |
3 единицы |
5 единиц |
Увеличение количества мероприятий по учреждениям культуры |
5% от числа мероприятий |
10% от числа мероприятий |
15% от числа мероприятий |
Увеличение доходов от платных услуг |
5% от доходов |
10% от доходов |
15% от доходов |
Результаты
Результат |
2012г |
2015г |
2020г |
Увеличение объема совокупного библиотечного фонда района |
На 5000 экземпляров |
На 10000 экземпляров |
На 15тысяч экземпляров |
Увеличение числа пользователей |
На 20 человек |
На50 человек |
На 100 человек |
Компьютеризация учреждений культуры |
11 учреждений |
27 учреждений |
54 учреждения |
Создание единой информационной сети |
11 учреждений |
27 учреждений |
54 учреждения |
Увеличение числа пользователей учреждений культуры |
8000 человек |
8500 человек |
9000 человек |
Увеличение степени обеспеченности кадрами учреждений культуры |
78 человек |
104 человека |
130 человек |
Обеспеченность спецоборудованием и инструментами |
9 учреждений |
27 учреждений |
54 учреждения |
Приобретение спец. автотранспорта |
2 единицы техники |
1 единица |
1 единица |
Организация мобильных и стационарных многофункциональных учреждений культуры |
2 единицы |
3 единицы |
5 единиц |
Увеличение количества мероприятий по учреждениям культуры |
5% от числа мероприятий |
10% от числа мероприятий |
15% от числа мероприятий |
Увеличение доходов от платных услуг |
На 28 тыс. руб. |
На 56 тыс.руб. |
На 84 тыс. руб. |
Приложение №1
Стратегический план культурной политики
на территории Идринского района на 2010-2020гг.
№п\п | Приоритетные направления | Наименование мероприятия | Срок реализации | |
|
||||
Проект «Идринский район: Горизонты рисков и прорывов» | 2010-2020 | |||
|
||||
Проект «От карты района к картам жизни» |
- «Культурные маршруты Идринского района»; - «Карта культурных традиций»»; - «Карта новых возможностей»; |
2010-2020 | ||
I. |
«Культурные маршруты Идринского района»;
|
- Инвентаризация и паспортизация памятников истории, культуры, архитектуры |
2010-2012
|
|
- Создание единого реестра памятников истории, культуры, архитектуры на территории района |
2015-2017
|
|||
- реставрация памятников культурного наследия | 2015-2020 | |||
Оснащение музея системой безопасности хранения, системой пожарной безопасности культурных ценностей | 2012-2020 | |||
Создание культурных маршрутов: - «Сибирский сталкер», -«Из Прошлого в будущее», -«Мифы и легенды Идринского района» |
2015-2020 | |||
- приобретение экскурсионного автобуса; | 2015 | |||
- оборудование смотровых площадок, мест отдыха, разработка туристических маршрутов по территории района (г.Кортуз, г. Ишо, г.Кедровая) | 2015-2020 | |||
- приобретение в муниципальную собственность и реставрация Дома-музея им. Н.Ф. Летягина |
2017-2020 |
|||
II. |
Проект «Карта культурных традиций»
|
Проведение краеведческих поисковых экспедиций по району с целью выявления мастеров прикладного искусства, художников, поэтов и т.п. | 2010-2020 | |
Открытие центра декоративно-прикладного искусства «Живые родники» | 2012-2020 | |||
Создание и пополнение баз данных творческих людей района. | 2010-2020 | |||
Организация выставочной и издательской деятельности, пополнение музейных фондов новыми экспонатами | 2010-2020 | |||
Организация мастер-классов, творческих лабораторий, клубных формирований | 2010-2020 | |||
Организация Дома ремесел, выпуск сувенирной продукции | 2015-2020 | |||
Воссоздание традиционных национальных праздников, как средства признания культурной самобытности - Праздник малых деревень, Троица, Святки и т.п. | 2010-2020 | |||
III. | Проект «Карта новых возможностей» | Формирование и развитие сети мобильных и стационарных многофункциональных учреждений культуры (автоклубы, библиобусы, кинопередвижки, социально-культурные центра, культурно-спортивные комплексы и т.д.) | 2010-2010 | |
Разработка инновационных проектов, направленных на развитие культурно-досуговой деятельности и любительского творчества | 2010-2020 | |||
Компьютеризация библиотек района | 2010-2015 | |||
Подключение библиотек района к сети Интернет | 2014-2017 | |||
Создание единой информационной сети района, сводных электронных каталогов и баз данных | 2010-2020 | |||
Реализация проектов: «Библиотека - центр правовой информации», «Библиотека-центр муниципальной информации», «Дети. Информация. Будущее», «Дорогами добра по Идринской земле» |
2010-2020 | |||
Создание модельных библиотек как информационных, культурных и досуговых центров | 2012-2020 | |||
Развитие межведомственного и межрегионального сотрудничества | 2010-2020 | |||
Приобретение автотранспорта для внестационарного обслуживания населения района | 2010 | |||
Профориентационная работа в ДШИ с целью пополнения кадров культуры района | 2010-2020 | |||
Концертная деятельность учащихся и преподавателей ДШИ | 2010-2020 | |||
Организация работы по подготовке и проведению аттестации, аккредитации и лицензирования ДШИ | 2010-2020 | |||
IV. | Сохранение и совершенствование кинообслуживания населения | Организация работы выездного кинозала | 2010-2020 | |
Оснащение учреждений культуры кино, видео оборудованием, организация видеопоказа | 2010 -2020 | |||
Организация рационального и эффективного проката видеофильмов | 2012-2020 | |||
Проведение цикла мероприятий по пропаганде отечественных и зарубежных фильмов | 2010-2020 | |||
V. | Укрепление материально-технической базы учреждений культуры | Приобретение спец.оборудования и спец.транспорта для учреждений культуры. |
2010-2020
|
|
Участие в конкурсах по техническому оснащению учреждений культуры в рамках краевой целевой программы «Культура Красноярья» и грантовых фондов. |
2010-2020 |
|||
Проведение капитального ремонта учреждений культуры | 2010-2020 | |||
VI. | Кадровая политика в сфере культуры | Поиск и поддержка талантливой молодежи: конкурсы, фестивали. стажировки, мастер-классы, летние школы, лагеря, премии, популяризация творчества. | 2010-2020 | |
Подбор абитуриентов из числа жителей района для поступления в учреждения образования в сфере культуры. | 2010-2020 | |||
Формирование эффективной стимулирующей системы оплаты труда специалистов в сфере культуры | 2010-2020 | |||
Строительство жилья для специалистов учреждений культуры | 2015-2020 | |||
Подготовка и переподготовка кадров (курсы повышения квалификации) | 2010-2020 |